Изобразительные техники

Граттаж
Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки»!
Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья.
Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком,тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Можно, конечно, и гуашь использовать, но она пачкается после высыхания. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом — скребком, ножом, вязальной спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой — процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.

Коллаж

Коллаж (фр. collage – приклеивание, наклейка), техника создания картины или графического произведения путем применения различных наклеек из плоских (фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет и цветной бумаги и т.д.) или объемных (проволока, дерево, веревки, металл) материалов. Техника коллажа может использоваться в композиции произведения для усиления значимости двух аспектов: 1) чисто формального, когда художественный образ создается размещением или наслоением друг на друга определенных материалов, различной формы, цвета и т.д. и 2) иллюстративного (например, так называемый фотомонтаж), когда изобразительный материал на определенную тему вырезается из книг и журналов и благодаря перемещению из обычного контекста в непривычное окружение получает новую интерпретацию.
Считается, что технику коллажа изобрел Жорж Брак в 1910, хотя примерно в то же время свои первые коллажи создал и Пикассо. С 1912 оба художника систематически работают в этой технике, коллаж становится характерной особенностью живописи синтетического кубизма. Период кубизма в творчестве обоих художников характеризуется поисками радикально новых способов создания картины, поэтому они стали включать в свои живописные и графические работы фрагменты газет, этикетки от бутылок и т.п. печатные материалы. Добавление к художественному произведению таких элементов поражало зрителей тем, что «реальный мир», с его собственными пространственными и тактильными качествами, был соединен на полотне с иллюзионизмом живописи. Эта смесь реальности и иллюзии в дальнейшем часто усложнялась использованием живописных «обманок», имитировавших поверхность дерева, мрамора и т.п.

Бумагопластика

Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.
Не имея специальной художественной подготовки, вы можете освоить простые сувенирные изделия и пластические композиции, предварительно потренировавшись на готовых выкройках и схемах.
В результате сгиба листа бумаги, создаётся система рёбер жесткости для любой конструкции. Для более сложных изделий применяются, помимо прямых линий, криволинейные.
Объектами для изображения в этой технике может быть всё, что лепится из пластилина: фрукты, цветы, насекомые, птицы, животные, рыбки, люди, модели машин, архитектурные элементы, упаковки, макеты...
Резак (главный инструмент), канцелярское шило, вязальные спицы, ножницы, линейка, угольник, пробойник - вот перечень необходимых инструментов для работы в технике бумагопластика.

Монотипия

Одной из простейших графических техник считается монотипия.
По гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать воду) — делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.
Монотипию (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток) могут освоить дети дошкольного возраста, печатая осенний пейзаж, букет цветов в вазе, бабочек….
Постарайтесь пробудить фантазию малыша, обратите занятие в игру. Оставьте несколько крупных капель краски на листе бумаги. Согните лист пополам и плотно сожмите. Разверните, и вы увидите необычные, причудливые узоры – кляксы. А можно нарисовать краской половинку бабочки на половине листа. Согнуть пополам лист и плотно сжать его половинки. Как будто бабочка расправила крылья и собирается взлететь!